Суси с конвейера

Традиционное блюдо получило всемирный статус благодаря низким ценам и непринужденной атмосфере. Вы сидите у стойки и наблюдаете, как мимо вас на тарелках проходят суси, потом берете то, что нравится. Цены в суси-баре с "ленточным конвейером" низкие, а атмосфера располагает к отдыху. Этот новый метод подачи суси распространился из Японии в США, Англию, Францию, Китай, Россию и другие страны.

Суси обычно дорога, роскошь даже в Японии. Конвейерный суси-бар возник в результате размышлений о том, как дать вволю наесться людям с ограниченными средствами. Изобрел такой бар Сираиси Есиаки. В Хигаси-Осака, префектура Осака, у него был ресторанчик, который в основном обслуживал рабочих близлежащих фабрик. Это были малые и средние предприятия, и работавшие на них, конечно, не могли оплатить дорогую суси. Поэтому Сираиси и открыл новый, новаторский суси-ресторан - никаких стульев, то есть посетители едят стоя. Ему удалось урезать цены на 30 %, и об этом быстро прослышали. Суси-бар был рассчитан человек на 10, но был часто переполнен голодными посетителями.

В традиционном суси-баре все зиждется на свежести - суси готовится только после того, как ее закажут. Если заказы идут один за другим, ресторану нужно нанимать новых работников. Больший персонал означает увеличение издержек на заработную плату. Сираиси вспомнил, как несколько дней тому назад видел, как на пивоваренном заводе движутся по ленточному транспортеру пивные бутылки. Это натолкнуло его на такую мысль: если приготовить суси и показать ее клиентам, у них будет возможность выбора, а ему удастся снизить себестоимость. Так Сираиси решил положить суси на конвейер.

Но из чего сделать конвейер? Казалось бы, лучше всего из дерева, но от сырой рыбы и частой мойки он быстро сгниет. Железо заржавеет, так что он выбрал нержавеющую сталь. Конвейер должен идти бесконечной петлей, поэтому он сделал его из серповидных стальных пластин, прилаженных друг к другу.

После четырех лет проб и ошибок, в 1958 году, открылся первый конвейерный суси-бар. Он назывался Гэнроку-дзуси. А через несколько лет у Сираиси уже была сеть из 240 точек по всей Японии. "Если мне удается сделать клиентов счастливыми, - говорит он, - я и сам счастлив". В таких ресторанах счет выписывают, когда клиент скажет, сколько он съел. Идея Сираиси соединила традиционную японскую кухню и современную технологию и распространила ею по всему миру.

По материалам журнала NIPPONIA.