Нара - колыбель японской государственности

Период в истории Японии, начинающийся с 710 года (перенос столицы в нынешний город Нара) и заканчивающийся 794 годом (перенос столицы в Киото), получил название «эпоха Нара». В эту эпоху Япония заимствовала у Китая правовую систему «РИЦУРЁ» (см. комментарии) и наконец-то приобрела форму централизованного государства. Именно в эпоху Нара возникло и название страны «НИППОН» и титул императора «ТЭННО».

До этой эпохи Япония не являлась отдельно взятым государством. С середины 3-го века здесь понемногу начинает устанавливаться «историческая эпоха» - когда основные события не передавались только устно, а начинались записываться. Основными историческими фигурами этого времени являлись влиятельные местные кланы, которые проводили коалиционную политику управления до 7-го века. Одним из таких кланов являлся и клан Ямато – предки современной императорской семьи – который постепенно приобретал власть и влияние, и затем в 5-6 веках «пустил корни» в районе Кансай (где расположены современные города Нара и Осака).  С конца 6-го века клан Ямато окончательно основывается в провинции Асука (центральный район нынешней префектуры Нара) и постепенно осваивает и завоёвывает основную территорию японских островов. Период в 100-150 лет до наступления «эпохи Нара» называется «эпоха Асука», - в это время в Японию через Корейский полуостров приходит буддизм, а из Китая – продвинутая материковая культура. В тот момент (конец 6-го века) Китай после более чем 400-летней смуты объединяется династией Суй, после чего следующая династия Тан (618-907 гг) образовывает могущественную империю, которая простиралась от Восточно-Китайского моря до среднеазиатской пустыни и фактически видоизменила геополитическую карту Восточной Азии. Столица империи, Чанган (нынешний город Сиан), на тот момент являлась одним из самых крупных международных городов мира. Под влиянием материковой культуры из Китая и религиозных новшеств, пришедших через Корею, в Японии в «эпоху Асука» начинается бурное развитие буддийской культуры.

Столица Японии в это время «гуляла» по району Кансай с неимоверной скоростью, - со сменой императора (в это время императоры назывались «дай-о» или «о-кими») столица меняло свое место, - за 100 лет она была перенесена более 10 раз. Хотя благодаря подобному «кочеванию», в самых различных уголках района остались величайшие памятники культуры (как например храм Хорюдзи в местечке Асука, - храм представляет из себя древнейшее в мире деревянное сооружение).

В «эпоху Асука» влияние местных кланов еще сохранялось, однако постепенно все они были подчинены и влиты в состав одного централизованного государства, которое окончательно было закреплено двумя событиями – выпуском первого в Японии свода законов под названием «Тайхо» и переносом столицы в город «Хэйдзё» (нынешняя Нара). Таким образом город Нара является своего рода родиной японской государственности.

Император являлся действительным правителем страны всего-лишь несколько сотен лет, - именно в эпохи «Асука» и «Нара», после чего придворная аристократия, а в последствии военное самурайское сословие, прибрали к себе фактическую власть, оставив императору  лишь символические обязанности.

С начала 7-го и по конец 9-го века (эпохи «Асука» и «Нара), в течение около 250 лет Япония постоянно отправляла в Китай миссии, которые перенимали материковую культуру и активно внедряли ее у себя на родине. Сначала это были миссии в Китай династии Суй, а затем – в имперский Тан. Таким образом столица Нара, куда и привозились все новинки с материка, являлась как бы заканчивающим восточным звеном шелкового пути, который соединял Европу и Азию. В Нара в ту эпоху привозилось много самых разнообразных предметов быта и шедевров культуры из Индии, Персии, европейских государств, что делало город первым «международным центром» страны. Именно в «эпоху Нара» начала бурно процветать «культура Тэнпё» - оригинальная культурная эпоха, сочетающая в себе элементы традиционной японской и материковой культур.

ПРИМЕЧАНИЯ:

Правовая система «РИЦУРЁ».
Система управления централизованным государством, характерная для стран древней Восточной Азии. В основе системы лежит идея полного подчинения императору всей территории и населения государства. Император «наделял» своей землёй население и в качестве «арендной платы» взимал налоги, рабочие и военные повинности. Для окончательного и неопровержимого закрепления этой системы и был создан систематический свод законов «РИЦУРЁ», который подлежал обязательному исполнению всеми «госслужащими» того времени. В переводе на современные реалии – «РИЦУ» включал в себя административное и уголовное законодательство, а «РЁ» - гражданское право.

Дипломатические миссии в СУЙ и ТАН.
Первая миссия в Китай династии СУЙ была послана в 607 году. После развала СУЙ и зарождения китайской империи династии ТАН, в ТАН было отправлено 12-15 дипмисий (с 630-го года на протяжении около 200 лет). Каждая миссия состояла из 2-4 кораблей, на которых помещалось несколько сотен учёных, религиозных и государственных деятелей, а также студентов. По возвращению в Японию они привозили с собой огромное количество буддийских сутр, книг, предметов искусства, а также всевозможные новейшие технологии материка. Тем не менее, из-за морских штормов и непогоды в Японию обратно добиралось лишь очень небольшое количество посланников, так что подобные миссии сопровождались очень сильным риском для жизни.