Отдых в Японии: Святилище Тосёгу

Святилище Тосёгу

Историческая фигура Токугава Иэясу, который основал сёгунат Токугава (1603-1867), объединив под своей властью средневековую Японию после более, чем столетнего периода гражданских войн середины пятнадцатого - конца шестнадцатого веков, вызывает любовь далеко не у всех японцев, коим в большинстве присуще «сочувствие проигравшему»,- симпатия к пусть и потерпевшему поражение, но геройски сражавшемуся (зачастую в неравных или заведомо безнадежных условиях) полководцу. Но в любом случае Токугава Иэясу – один из самых известных героических персонажей в истории Японии (тот самый победитель, которого не судят), стратегия достижения победы которого сформулирована в его завещании-наставлении потомкам:

«Жизнь человека суть есть долгий путь с ношей тяжелой. И не должно спешить здесь. Будешь помнить о бремени этом, и исчезнут суеты желаний. Лишь искус в сердце твоем зародится, – вспомни о прошлых лишениях. Терпенье – основа успеха, а гнев есть твой главный противник. Горе тому, кто познал лишь победы и не ведает горечи поражения. В неудаче причину ищи не в других, но в себе. Чем меру превысить, уж лучше довольствуйся малым»

Такая философия безграничной выдержки, самоограничения и целеустремленности к успеху находит отклик в душе каждого японца, даже тех, кто прохладно относится к исторической фигуре самого Иэясу.

Согласно последней воли Иэясу, гласившей «(через год после смерти моей) на горе Никко постройте маленький храм, где почитайте (меня) как божество. И да (буду я) богом-охранителем Японии и власти рода Токугава», сначала здесь была построена небольшая часовня, которая при третьем сёгуне Токугава Иэмицу (внуке Иэясу, истово почитавшем своего великого дедушку), была в 1636 году перестроена в величественное синтоистское святилище, в постройке которого лучшими мастерами были использованы самые выдающиеся достижения прикладного искусства Японии того времени.

Храм-мавзолей Тосёгу, представляющий собой целый архитектурный комплекс, - жемчужина Никко. Практически все постройки здесь включены в список «Особо важного культурного достояния», а ворота Ёмэймон, ворота Карамон, здание Внешнего храма и Святилище имеют статус «Национального сокровища». На территории храма Тосёгу в изобилии встречаются здания и декорационные детали, выполненные в самых неожиданных эклектических сочетаниях классического японского, китайского и европейского стилей. Символом Тосёгу считаются поражающие своей роскошью ворота Ёмэймон (Ворота Солнца), которые также называют Хигурасимон (Ворота «от рассвета до заката»,- некоторым посетителям не хватает целого дня для того, чтобы насладиться их потрясающим воображение декором). Повсюду здесь Вы сможете увидеть резные деревянные изображения не только самых разных животных (самые известные из которых – барельефы «Три обезьяны» и «Спящая кошка»), но и более тридцати видов мифических созданий, наделенных всевозможными магическими способностями. Так, в храме Тосёгу «обитают» Кирин (животное с телом оленя, способное, подобно дракону, летать высоко в небе), Баку (пожиратель снов - помесь медведя, слона, носорога и тигра с хвостом быка), Хирю (крылатый дракон с рыбьими плавниками) и прочие симпатичные персонажи.

Святилище Тосёгу - место упокоения великого полководца и государственного деятеля, сёгуна Иэясу Токугавы (1543-1616), сумевшего на рубеже XVII века не только захватить высшую власть в Японии, но и положить конец истощавшим страну кровавым междоусобицам. Немало усилий пришлось приложить сёгуну, чтобы обескровить рвущихся к власти крупных феодалов-даймё. И его желание иметь пышную усыпальницу в Никко, как утверждают, было продиктовано не столько любовью к роскоши, сколько заботой о том, как и после смерти не позволить местным князьям сбросить с себя узду центральной власти. По воле умиравшего сёгуна все даймё были обязаны принять самое активное участие в строительстве усыпальницы Иэясу. Легенда гласит, что работы по возведению мемориального комплекса продолжались два десятилетия. На самом деле стройка шла всего 17 месяцев (с ноября 1634 г. по апрель 1636 г.). Ежедневно в работах по возведению комплекса было занято около 9 тысяч человек, а на все потребовалось 4 541 230 человеко-дней. Лучшие художники и ремесленники были собраны со всей страны.

Чтобы попасть на территорию мемориала, надо пройти под гранитными воротами высотой в 9 метров. Сразу у входа возвышается пятиярусная пагода, украшенная семейным гербом Токугавы (три листа мальвы) и знаками Зодиака. Каждый из ярусов символизирует один из основных элементов бытия - ветер, воду, землю, огонь и небо. С третьего этажа на канатах свисает огромное бревно, маятниковые колебания которого во время землетрясений и штормов позволяют 35-метровой башне сохранять устойчивость.

Рядом со стеной лежит огромный валун, именуемый Глупым камнем. Столь уничижительное название он получил потому, что строители так и не сообразили, каким образом применить его к делу.

Далее дорога, пройдя под Внешними воротами Нёмон (Nyomon), охраняемыми фигурами двух Царей-Дэвов, ведет мимо древних складских помещений, где хранится праздничный реквизит для ежегодных торжественных шествий, проводимых 18 мая и 17 октября, и единственного не покрытого лаком здания в пределах Тосёгу - Священной конюшни. В синтоистских храмах обычно содержалась лошадь, на которой "ездило" божество. Художественное оформление стен этого, казалось бы, сугубо служебного здания никого не оставляет равнодушным. Дело в том, что в средневековой Японии считалось, что обезьяны способны охранить лошадей от заболеваний. Поэтому стены Священной конюшни богато декорированы резьбой по дереву на темы различных событий из жизни обезьян, но весьма назидательных для людей. На одной из панелей изображены три мартышки в характерной позе - "не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла".

Далее паломники проходят под вторыми воротами, выполненными из бронзы. Их высота - 6 метров. Основания двух колонн выполнены в виде лепестков лотоса. Здесь следует омыть руки и прополоскать рты водой из священного источника в знак ритуального очищения от мирской скверны.

Рядом с источником находится Священная библиотека, где в крутящемся книжном шкафу хранились тысячи томов буддийских сутр.

Поистине уникальное сооружение в Тосёгу, на изучение которого можно потратить немало времени, Ёмэймон (Yomeimon - Ворота Солнечного света). Недаром у ворот есть и второе название - Хигурасиномон (Higurashinomon - Ворота сумерек): посетители могут задержаться на целый день, пока не спохватятся, что наступили сумерки. Здесь шедевры одного вида изобразительного искусства накладываются на поразительные достижения другого. Великолепное с точки зрения архитектуры, оно не менее изумляет своим внешним декором. Мастера оживили стены более чем 300 изображениями львов и тигров, киринов и драконов, а также китайских мудрецов, перемежаемыми замысловатыми геометрическими узорами. Работа резчиков была столь восхитительной, что одна из задних колонн намеренно украшена резьбой, выполненной как бы вверх ногами. Это не ошибка. Мастера хотели, чтобы их работой могли полюбоваться сами боги с небес. Ёмэймон считается национальным сокровищем.

Раньше посетителям более низких рангов было дозволено приближаться к святилищу только до ворот Ёмэймон. Далее допускались лишь знатные паломники, оставившие у ворот свое оружие.

Чтобы попасть в сам храм, нужно пройти еще под одними воротами - Карамон (Karamon - Китайские ворота), столь же пышно изукрашенными изображениями цветов и драконов. Тут придется снять обувь (это обязательное условие для посетителей храма) и воздержаться от фотографирования.

Спустившись и поднявшись по нескольким ступенькам и пройдя длинным коридором, вы окажетесь перед входом в Хондэн (Honden - Основной зал святилища). Его двери обычно закрыты для посетителей, ведь там расположен алтарь Гокудэн (Gokuden), где покоятся обожествленные духи великих государственных деятелей Японии Иэясу Токугавы, Хидэёси Тоётоми (Hideyoshi Toyotomi) и Ёритомо Минамото (Yoritomo Minamoto), сыгравших важные роли в становлении японского государства. Духи Хидэёси и Минамото, хотя и считаются в синтоистском пантеоне менее значительными божествами, были "переселены" в святилище, чтобы сопровождать основное божество (сказывается влияние буддийского образа-триады). Комнату может открывать только верховный жрец по случаю религиозной церемонии. Здесь собрано немало шедевров изобразительного искусства, выполненных выдающимися мастерами страны.

Святилище низким проходом соединено с молельней. На ее ступеньках стоят пять подносов с едой и две бутылки рисового вина сакэ. Их священники каждое утро приносят для Иэясу, а вечером уносят.

О нежелательности любых внешних раздражителей, способных нарушить покой божественных духов, свидетельствует и изображение спящей кошки (Nemurineko) над боковым проходом. Хотя животное и погружено в дрему среди цветущих пионов, это не мешает ему свято выполнять свои обязанности - в храме никогда не отмечалось появления мышей. Как утверждают, авторство этого барельефа принадлежит известному японскому скульптору Дзингоро Хидари (Jingoro Hidari). Его настоящая фамилия была Итами. Но прозвище Хидари (левый) он получил якобы после того, как один из конкурентов из зависти отрубил мастеру правую руку. Поэтому спящую кошку для храма Тосёгу мастер изваял левой рукой. Впрочем, и сам скульптор, и случавшиеся с ним истории скорее мифологичны.

Выйдя во двор, поднявшись по 200 каменным ступеням и пройдя несколько ворот, вы окажетесь перед небольшой, выполненной из бронзы пагодой Ходо (Hodo). Именно здесь хранится прах Иэясу Токугавы. Возможно, вам бросится в глаза, что могила выдающегося воина и государственного деятеля украшена гораздо скромнее, нежели Хондэн, где покоится его дух. В этом нет ничего странного. Дух умершего становится "ками" - божеством, а могила - лишь место погребения праха смертного человека.

Завершив свой земной путь, Иэясу Токугава получил пышное посмертное имя - Тосё Дайгонгэн (Великая реинкарнация Будды Якуси-Нёрай, освещающая Восток). Соответственно, и архитектурный стиль, в котором были выполнены храм и мавзолей в Никко, с тех пор называется гонгэн-дзукури. Последующие сёгуны клана Токугава ввели в традицию ежегодное паломничество в сопровождении многочисленной свиты к могиле своего доблестного предка, точно так же, как члены Императорского дома издревле посещают храм Исэ, посвященный их прародительнице, богине Солнца Аматэрасу. Позднее местные даймё стали воздвигать в своих владениях миниатюрные храмы и мавзолеи памяти славного сёгуна, также получавшие название Тосёгу. Всего их было построено по всей стране более ста. 18 мая и 17 октября во всех Тосёгу отмечаются храмовые праздники с впечатляющими парадами сотен людей, одетых в наряды самураев и даймё времен сёгуната.