Отдых в Японии: Идзумо

Идзумо

Земля Идзумо (в пределах нынешней префектуры Симанэ) издавна считается у японцев священной, ведь, как утверждает официальная мифология, именно на эту землю ступил бог ветра Сусаноо-но Микото, изгнанный с небес за свое буйство. Этой землей правили его потомки, включая пра-пра-пра-пра-правнука - божественного Окунинуси-но Микото, первым из небожителей занявшегося обустройством мира смертных людей.

Слава царства Идзумо была столь велика, что затмевала все другие государства. И лишь уступив просьбе богини Солнца Аматэрасу (сестры Сусаноо), Окунинуси передал бразды правления Японской землей ее внуку Ниниги-но Микото, посланному на Землю, чтобы создать царство Ямато (на территории нынешней префектуры Нара). Аматэрасу была столь этим обрадована, что повелела соорудить в Идзумо храм, где молились бы памяти Окунинуси.

Этот миф в течение долгого времени рассматривался многими японскими и зарубежными историками как фольклорное отражение противоречий, существовавших некогда между правящими элитами Идзумо и Ямато, в ходе которых клан Ямато одержал победу. Мифы Идзумо, как считалось, были чистой выдумкой, чтобы подкрепить властные права потомков легендарного Ниниги-но Микото, а ими является ныне правящая императорская династия Японии. Существование же мощного государства Идзумо вообще ставилось под сомнение.

Сложившуюся точку зрения пришлось менять после того, как в 1984 году на территории Западного Идзумо археологи раскопали следы древней цивилизации в Кодзиндани. Найденные археологами ритуальные предметы свидетельствуют о наличии в древнем Идзумо собственной религиозной системы, отличной от системы верований в Ямато. И если верить мифам, подчинить богов Идзумо влиянию богов Ямато было непросто.

О мастерстве, богатстве и влиянии религиозных приверженцев бога Сусаноо и его потомков свидетельствуют легенды о святилище Идзумо Тайся, ставшем религиозным центром провинции Идзумо. По традиции оно регулярно перестраивается, чтобы не допустить гниения древесины. Таких реконструкций на памяти людей было проведено уже 24. Нынешнее здание святилища существует с 1744 года. Но при каждой перестройке плотники из-за нехватки нужного материала чуть уменьшали размеры храма, и теперь его высота составляет примерно 24 метра.

Однако исторические хроники эпохи Хэйан (794-1185) свидетельствуют, что в те времена высота главного здания святилища Идзумо равнялась 48 метров. Это сопоставимо с высотой современного 15-этажного дома. А в более древние времена, когда этот храм строился впервые, чтобы компенсировать богу Окунинуси утраченную власть над страной, его высота, если верить мифам, достигала 96 метров (Такую высоту имеют ныне 30-этажные дома!). Поэт ХII века Дзякурэн так описывал это чудо человеческого мастерства: «Крыша терялась в небесных облаках…и казалось, что все сооружение не принадлежит этому миру».

По легенде, родитель Окунинуси ухаживал за своей будущей женой в этих местах, и свадьба состоялась в Идзумо. Поэтому для многих японцев большой честью является церемония бракосочетания, проведенная под крышей Идзумо тайся. Сюда бракосочетавшиеся съезжаются со всей страны. Молится здесь по-особому. Если в обычном синтоистском храме внимание бога к своей особе привлекают двумя хлопками в ладоши, то в Идзумо тайся хлопают четыре раза - за себя и за будущего супруга.

Идзумо тайся - второе по религиозному значению (после храмов в Исэ) синтоистское святилище, здешнее божество - покровитель молодоженов. Со всей Японии едут к нему люди с просьбой найти их вторую половинку.

Особенно людно бывает в храме в октябре - в дни десятого месяца по лунному календарю. Раньше этот месяц японцы именовали Каннадзуки ("месяц без богов"). Подобное название связано с тем, что по преданиям, все синтоистские боги Японии, а их не менее 8 млн., в этот период оставляют свои привычные места и отправляются в святилище Идзумо Тайся, чтобы неспешно обсудить накопившиеся за год проблемы. А вот жители Идзумо именуют это время Камиаридзуки ("месяц присутствия богов"). Для размещения прибывающих богов позади храма выставляют целую улицу с многочисленными часовенками дзюкуся. Сбор богов проводится ежегодно с 11 по 17 октября, к этому времени приурочены и праздничные церемонии в храме. Весь месяц открыты окна «гостиниц для богов», колышутся от ветра занавески, тянутся ручейки человеческих очередей, молящихся каждый о своем. К храму ведут огромные ворота-тории, высота которых составляет 23 метра. Вход в святилище украшен гигантским, несколько метров в поперечнике, канатом симэнава, сплетенным из рисовой соломы и предназначенным для огораживания святых мест. Вес его около 3 тонн. В сокровищнице храма демонстрируются различные религиозные раритеты, в том числе статуя Окунинуси, стоящего на мешках риса. Ведь этот бог покровительствует и сельскому хозяйству.