Отдых в Японии: Музей Ли У Фана

В 2007-м году президент компании "Бенессе" Фукутакэ Соитиро являлся председателем исполнительного комитета Венецианской биеннале, на которой выставлял свои работы Ли У Фан, что и послужило поводом для непосредственного знакомства этих двух личностей. Строительство здания музея было поручено всё тому же неподражаемому архитектору Андо Тадао. В декабре 2007-го года они втроём приехали на Наосиму, чтобы подобрать наиболее подходящее место для будущего музея. Спускаясь по склону от Подземного Музея на пути к отелю-музею «Бенессе Хаус», все трое остановились у долины, уходящей в море, и почти одновременно произнесли, - «да, это то самое место». Ли У Фан с самого начала планировал создать тихое пространство, в котором человек может войти в процесс медитации, - что то вроде пещеры или скрытого ущелья. Увидев долину архитектор Андо Тадао сразу решил для себя, что этот ландшафт идеально подходит для создания здания, которое будет отвечать пожеланиям корейского деятеля современного искусства. Здание музея действительно выглядит очень интересно, - если идти к нему со стороны моря, получается небольшая прекрасная прогулка по горной долине, которая заканчивается потайным входом в искусственно созданную «скрытую пещеру» на открытом пространстве.

Ли У Фан - очень необычный деятель искусства. Он долгое время критиковал музеи как таковые, считая что поместив в них свои произведения, художник фактически «хоронит» их, помещает в своеобразный «мавзолей». Поэтому предложение Фукутакэ Соитиро его сначала сильно смутило. Однако президент компании Бенессе с улыбкой предложил ему создать музей, в котором бы произведения искусства продолжали пульсировать, жить новой жизнью, и Ли У Фан принял его предложение. Концепция музея заключается в том, чтобы не просто показать работы, а заставить посетителя почувствовать окружающее его пространство, задуматься о себе и окружающем мире. Архитектор Андо Тадао блестяще воплотил в жизнь идею Ли У Фана о «пещере», - вход в музей сделан в виде своеобразного, постепенно сужающегося лабиринта, который в итоге приводит вас к скрытому, «пещерному» зданию.

Всего в музее четыре выставочных зала, - «Место Встречи», «Место Молчания», «Место Тени», и «Место Медитации». В начале посетитель попадает в «Место Встречи», где в хронологическом порядке выставлены некоторые работы корейского мастера, которые позволяют почувствовать художника, «встретиться» и «познакомиться» с личностью по имени Ли У Фан. Далее вы попадаете в «Место Молчания», которое является своеобразной квинтэссенцией скульптурного таланта Ли У Фана. Вас встретит пространство, в которое помещены природный камень, и созданная из природных камней «железная плита». Камень, как часть природы, и плита, как часть человеческой деятельности. Однако это пространство невозможно назвать статическим. Оно наполнено движением, и даёт посетителю возможность подумать о самых различных аспектах природы и человеческой деятельности.

Впереди у посетителя встреча с очень интересным залом, - «Местом Тени». В небольшой комнате установлен природный камень, на тень которого проецируется видео-ряд, показывающий, по задумке Ли У Фана, Память Камня. Корейский мастер очень часто использует в своих произведениях камни, так как считает, что они появились гораздо раньше, чем наша планета как таковая. У камней огромная история, и помнят они очень многое. Встреча с камнем в этом зале заставляет человека замолчать и прислушаться к Космосу, который пытается говорить с нами через память камня. Ли У Фан делает очень простые композиции. Он прикладывает к природному материалу минимум каких-либо добавок или изменений. Однако именно это и является самым сложным. Попробуйте пнуть камень, - он просто, молча, покатится. А теперь попробуйте поставить его, прямо или по наклонной линии. И камень заговорит. Изначально тяжелый, он вдруг станет лёгким, и удивительно красивым.

В завершении прогулки по музею вас ждёт последний зал, «Место Медитации». В практически пустой комнате присутствуют лишь настенные работы автора. Входя в этот зал вы переступаете через порог обыденности. Делая шаг в непривычное пространство, которое должно заставить Вас попытаться почувствовать неведомое до ныне измерение, вы расстаётесь с привычной реальностью и начинаете смотреть на вещи чуть-чуть, но по другому.