Отдых в Японии: Храм Кинкакудзи (Золотой павильон)

Храм Кинкакудзи (Золотой павильон)

Расположенный в северной части Киото на территории буддийского храмового комплекса Рокуондзи, Золотой павильон был построен в 1397 году по велению сёгуна Ёсимицу из династии Асикага, здесь он провел последние годы своей жизни, утратив всякий интерес к политической жизни страны. Павильон трехэтажный с двумя ярусами крыш. Его стены по приказу сёгуна Ёсимицу, обожавшего роскошь, были покрыты золотой фольгой, что и дало название этому сооружению.

Для большинства туристов, приезжающих в Киото, Золотой павильон считается главной достопримечательностью города, поэтому здесь всегда много народу. Удивительно миниатюрный и элегантный, он стоит на самом берегу большого озера, отражаясь в прозрачной воде. Его стены, колонны и карнизы полностью покрыты золотом. Венчает здание золотой феникс.

Сёгун Асикага Ёсимицу (1358-1408) приобрел дом аристократа и превратил его в свое уединенное жилище, названное Золотым павильоном (1397). Но прелесть зданию придавали не особая гармония в соотношении всех элементов и не легкость конструкции, не изящное сочетание разных стилей, а поистине художественная вписанность его в окружающий пейзаж. Изначально Кинкакудзи строился по образцу декоративных китайских павильонов, возводившихся на берегу озер. Сдвигающиеся стенные панели первого этажа позволяли хозяину и гостям любоваться небольшим рукотворным озером, подступающим прямо к стенам здания, и окружающим его парком. Озеро не случайно получило название Кёкоти (Озеро-зеркало).

Изначально помещения павильона были предназначены для разнообразной деятельности. Первый этаж (его иногда называют Хосуйин) выполнен в японском архитектурном стиле синдэн-дзукури, расцветшем в эпоху Хэйан и применявшемся в основном при возведении дворцов, домов аристократов. Для второго этажа (Тёонкаку) архитектор выбрал стиль букэ-дзукури (самурайский стиль, более характерный для построек периода Камакура). А верхний, третий, этаж (Кукётё) построен по суровым канонам дзэнской архитектуры. Соответственно, комнаты нижнего этажа сёгун использовал как приемный зал для деловых переговоров, в том числе для встреч с послами Китая времен династии Мин, часто посещавшими японскую столицу по торговой надобности. На втором этаже, внутренний декор которого имел явно выраженный китайский характер, проводились музыкальные вечера и чайные церемонии. А третий этаж павильона, состоявший всего из одной комнаты, был личной молельней сёгуна с обязательными для таких помещений статуями Будды и сопровождавших его бодхисаттв. Конек крыши павильона украшал позолоченный бронзовый феникс.

В соответствии с желанием сёгуна после его смерти оно было превращено в дзэн-буддийский храм. Золотой павильон пережил войну Онин, но в 1950 году сгорел дотла - его поджег сумасшедший монах. Юкио Мисима описал это происшествие в романе "Золотой храм". Говорят, нынешнее здание - точная копия оригинала, хотя скептики считают, что позолота, в особенности после реставрации Кинкакудзи в 1990 году слишком яркая и более насыщенная, чем была в оригинале. За прогулочным садом, устроенным вокруг пруда, возвышается гора Кинугаса. Гармоничное взаимодействие всех составляющих создает великолепный пример садовой архитектуры периода Муромати.

В тихие дни в его поистине зеркальной поверхности отражается великолепный Кинкакудзи, и трудно сказать, который из них - настоящий или отраженный - прекраснее. Особое впечатление сад и павильон производят после снегопада.