Замки

В Японии существовало 20-30 тысяч замков.

Замок Эдо в Токио (территория нынешнего императорского дворца), Осакский замок, замок Сюри в далёком городе Наха (столица Окинава), - практически во всех больших городах Японии есть замки, являющиеся своеобразным символом и одновременно градообразующим элементом. Причем не только в мегаполисах, но и в большинстве городов с населением более 100 тысяч человек можно обнаружить замок и призамковую городскую архитектуру.

На территории Японии насчитывается порядка 20-30 тысяч замков или их развалин. Многие удивятся подобной цифре, но если вы повнимательнее изучите даже центральные районы Токио, наверняка наткнётесь на замковый парк, - в районе Синдзюку был в своё время замок Усигомэ, существовал и замок Сэтагая, в одноимённом районе японской столицы.

История замковой архитектуры берёт своё начало еще в период Яёй (300-250 гг. до нашей эры). В префектуре Сага (юго-западная часть Японии) до сих по можно увидеть самый старинный из сохранившихся в Японии замковых комплексов - Ёсиногари. Под замком здесь понимается укреплённое поселение, вокруг которого вырыты глубокие рвы. Во рвы устанавливались колья, раскладывались охапки колючих кустов «сакамоги», которые играли роль колючей проволки.

С приходом эпохи воинов-самураев по всей стране начинают появляться горные замки «Ямадзиро», - они позволяли занять превосходящую позицию по отношению к штурмующим. Наиболее известным примером замковой архитектуры этой эпохи являлся горный замок Тихая-Акасака (преф.Осака), воздвинутый Кусуноки Масасигэ.

В «эпоху воюющих государств» (1467-1590 гг.) в стране начался настоящий замковый бум, - каждый более-менее уважающий себя феодал строил сразу по несколько замков в своём княжестве. Все старались создать неприступную крепость, которая будет не по зубам войскам противника. Именно в это время начинает развиваться технология строительства и создания замков в современном смысле этого слова.

Разновидности замков. Почему строили в неудобных для проживания местах.

Различают три разновидности замков. Ямадзиро - горные замки, Хираяма-дзиро - замки, которые строились на возвышенностях, Хира-дзиро - замки на плоской местности.

Ямадзиро пользовались огромной популярностью в эпоху воюющих государств. Большинство даймё имели замки на достаточно высоких горах, - замок Одани (преф. Сига) находился на высоте 495 м над уровнем моря, замок Такэда (преф. Хёго), получивший в наши дни прозвище «заоблачный» - на 353,7 м над уровнем моря, а вышеупомянутый замок Тихая-Акасака (не сохранился до наших дней) - аж на 673-метровой отметке.

Отличительная особенность этих замков заключается в том, что их очень легко оборонять и невероятно тяжело занять. Пресловутый замок Тихая-Акасака представлял из себя больше мощное горное укрепление нежели замок, - у него не было башни, но были глубокие рвы, крутые стены и насыпи. В некоторых местах защитники даже срезали часть горы, и всё для того, чтобы сделать замок абсолютно неприступным. Кусуноки Масасигэ засел в этом замке с отрядом из 1000 воинов, и поразительно успешно сражался с войском сегуната Камакуры численностью более 100 тысяч человек. Замок стал моделью для дальнейшего средневекового замкового строительства.

Воздвигая горные замки, даймё (феодальные князи) строили у подножия гор и свою жилую ставку, так как непосредственно в самих горных замках жить было просто ужасно неудобно. В замки они уходили лишь при возниковении непосредственной опасности. Однако время неумолимо двигалось вперёд, и в конце «эпохи воюющих государств» осталось лишь небольшое количество очень крупных даймё, поглотивших более мелкие княжества. У них имелись значительно расширенные длительными сражениями владения и войска, в которых счёт шел не на тысячи, а уже на десятки тысяч самураев. Соответственно, владеть и управлять всем этим богатством из отдалённого горного замка становилось неудобно. Нужно было спускаться на равнину, строить призамковые города, которые в полной мере могли продемонстрировать могущество и богатство князей-победителей.

В 1576 году Ода Нобунага (знаменитый полководец, положивший начало процессу объединения страны) строит замок Адзути (преф. Сига), - его территория простиралась на 13 км, а башенная часть занимала 3300 тысяч квадратных метров. Этот замок полностью перевернул представление о замковой архитектуре в Японии, и стал первым крупным Хираяма-дзиро (замком на возвышенности). Вокруг замка был разбит огромный по понятиям того времени призамковый город, в котором проживало 2000 воинов и 7000 купцов. Нобунага стал единственным из князей в истории Японии, кто перенёс своё жильё непосредственно в центральную замковую башню. Благодаря строительству этого замка в Японии появились отряды профессиональных замковых строителей, - они научились возводить мощные каменные рвы и стены. И именно благодаря этой новой технологии горные замки стали уходить в прошлое, - из новых, находящихся на возвышении или же просто на открытом пространстве замков, можно было видеть движение противника из высокой центральной башни, а мощные каменные стены послужили отличной заменой природному высокогорью.

Замок Адзути стал примером для дальнейшего замкового строительства, последователи Ода Нобунага - Тоётоми Хидэсёси в Осака, и Токугава Иэясу в Эдо (Токио) возводили свои детища по его образу и подобию.

В позднее средневековье большинство замков строилось именно на небольших возвышенностях, лучшим примером дошедшим до наших дней является замок Химэдзи.

Появились и Хира-дзиро (равнинные замки) - замок в Нагоя, замок Нидзё в Киото.

Надо отметить, что кроме указанных трёх типов, существовали еще и очень специфичные замки - Умидзиро (морские замки), ярким примером которых являлся замок Сануки-Такамацу (преф. Кагава) и Нумадзиро (болотные замки).

Центральня башня строилась не для того чтобы там жить, а для того чтобы эмоционально подавить противника и продемонстрировать окружающим свою мощь и силу.

Замок в первую очередь, конечно же, ассоциируется с его центральной башней (Тэнсю). Дошедшие до наших времён башни замков Химедзи и Мацумото продолжают завораживать посетителей своей красотой. Для чего же они предназначались?

Центральная башня строилась на особой каменной основе, и причислялась к высокоэтажному строительству. Она берёт свои истоки от Ягура - сторожевой башни, с которой наблюдали за передвижениями вражеских войск. Центральные башни как искусство получили своё начало от легендарного замка Адзути. Нобунага привлёк элементы технологии постройки храмовых зданий, при помощи которой создал совершенно уникальную башню, отличавшуюся от всего что было известно до неё. Она представляла из себя своеобразную пагоду - 5 ярусов, 6 этажей и 1 подземный этаж. Крыша верхнего этажа была покрыта позолоченной черепицей, а стены каждого этажа были поочерёдно выкрашены в красные и белый цвета. Внутри эта постройка представляла из себя абсолютно полое здание, которое поддерживали позолоченные колонны в перемешку с лакированными черными колоннами. Стены были покрыты работами известнейшего средневекового художника Кано Эйтоку. Высота здания без каменного базиса составляла 33 метра (11-этажный дом), и так как замок располагался на горе высотой в 100 метров, с равнинной местности башня смотрелась также, как первый уровень смотровой площадки старой токийской телебашни (150 метров).

Целью башни являлось не столько прямое военное назначение (наблюдение за войсками противника, хранение стрел и ружей), сколько желание показать всей стране неоспоримое и недосягаемое могущество его хозяина. Те, кто посещал замок Адзути испытывали настоящий культурный шок, - даже европейцы писали что детище Ода Нобунага сделано со вкусом, превосходящим всё виденное ими в Европе.

Таким образом из сооружения для защиты, замок постепенно превращается в предмет гордости и способ демонстрации силы и богатства, хотя, конечно же, во время войны башня ипользовалась по своему прямому назначению. Это была последняя цитадель, в которой закрывались войска. Поэтому в замках, построенных в конце 16 - начале 17 веков башня предназначалась для размещения массовых воинских частей, - самураи здесь и спали, и ели, и сражались.

Интересным примером является замок Кумамото, построенный известным самураем Като Киёмаса - деревянные полы башни покрывались «съедобными татами». Като Киёмаса никак не мог забыть горький опыт обороны своих временных крепостей во время корейского похода, когда его воинам приходилось длительное время находится в замке без провизии.

Как же занимали неприступные замки?

Занятие замка являлось очень сложной задачей. Даже полководец Токугава Иэясу (феодальный князь, завершивший объединение страны и установивший прямое правление клана Токугава на 2,5 века), известный своим хитрым умом, много раз обжигался на этом деле.

Во время 1-й мировой войны немецкие войска следовали принципу «трёхкратной атаки» - для занятия вражеских позиций требовалось в три раза больше солдат, чем у противника.

В средневековье не было ни бомбардировщиков, ни базук, так что занять неприступные замковые стены было просто адским занятием. Речь шла не о 3-кратном, а иногда о 10-кратном превосходстве в человеческих ресурсах, и даже это не являлось гарантией того, что замок будет повержен.

К каким же приёмам прибегали самурайские полководцы ?

Хёро-дзэмэ («голодная» осада)

Осада замка требует много денег, и связана с риском очень значительных потерь. Поэтому часто применялась тактика замаривания голодом. Без еды даже самый неприступный замок через некоторое время выбрасывал белый флаг. Во время осады замка Тоттори Тоётоми Хидэёси (основатель города Осака, известный полководец средневековья, сделавший головокружительную карьеру) скрытно выкупил весь рис в районе, прежде чем объявить о военных действиях. Что же оставалось делать защитникам замка в подобных ситуациях? Лишь ждать помощи от своих союзников. Храм Исияма Хонгандзи на протяжении 11 лет выдерживал блокаду войск Нобунага лишь благодаря тому, что сюда скрытно поставляли провизию и оружие самураи клана Мори.

Мидзу-но-тэ (водный приём)

Осушение или отправление колодцев. Без воды, также как и без еды, особо долго не повоюешь.

Хира-дзэмэ (лобовая атака)

Классический массовый штурм замка. Возможен лишь при большом численном превосходстве и полной уверенности в победе. Токугава Иэясу штурмовал Осакский замок (зимняя экспедиция) с 20 тыс. воинами, однако стены замка и блистательное ведение войны вассалом Тоётоми Хидэёси Санада Юкимура, заставили его отказаться от продолжения осады. Иэясу пришлось прибегнуть к хитрости - он отступил от Осаки, но с условием, что внешние рвы замка будут засыпаны. А затем, во время летней экспедиции, он уже без особых проблем заставил Осаку сдаться. Ироничен тот факт, что этот стратегический ход в своё время нашептал Иэясу сам бывший владелец осакского замка, Тоётоми Хидэёси.

Мидзу-дзэмэ (атака водой)

Самый трудозатратный, но и самый впечатляющий способ заставить замок сдаться. Один из любимых методов полководца Тоётоми Хидэёси. Во время осады замка Такамацу он выяснил что вокруг замка расположеные болотные низины, после чего приказал водрузить 4-километровую дамбу, подвести к ней воду из реки и затем одним разом разрушить дамбу. Замок оказался полностью в воде и был вынужден сдаться. Данный способ обладает сильнейшим психологическим эфектом.

Хи-дзэмэ (атака огнём)

Самурай Ходзё Соун прославился благодаря использованию этого способа. Замок Кавадзу он атаковал огнём, так как тот находился на горе и не имел водяных запасов. А замок Одавара, который в дальнейшем стал клановым замком клана Ходзё, он заполучил при помощи хитрого манёвра с быками. Пока основное войско замка было за его пределами, Соун ночью привязал к рогам быков факела, и с небольшим количеством вассалов устремился в атаку, пустив впереди себя быков. Немногочисленные защитники замка под покровом ночи не разобрали, что к ним движутся быки и приняли приближающиеся огни за огромное войско, с которым бесполезно воевать.

Цукэдзиро - мощнейшее орудие морального подавления.

Существет особый вид замковых укреплений - Дзин-дзиро, своеобразный командный штаб, откуда полководец ведёт войну непосредственно на передовой линии. Здесь же скапливались запасы продовольствия и вооружений. Эти укрепления обычно были простыми и одноразовыми, - после битвы их забрасывали и больше ими не пользовались. Однако были и другие примеры, когда для одноразового пользования создавались настоящие замки, получившие название Цукэ-дзиро. Впервые эту тактику использовал Тоётоми Хидэёси. При осаде замка Мики (преф. Хёго), он соорудил 30 передовых крепостных укреплений, окруживших вражеский замок. Таким образом он отсёк всю доставку продовольствия и заставил замок сдаться. Самым же известным примером является битва за замок Одавара. К западу от замка Хидэёси строит «цукэдзиро», масштабы которого были просто грандиозными. У этого временного крепостного сооружения были настоящие каменные стены и высокая центральная башня. В течение трёх месяцев в режиме полной секретности его строило 40 тысяч человек! После завершения Хидэёси приказал вырубить окружающие деревья, что произвело на защитников замка Одавара впечатление того, что крепость была построена за ночь. Это повергло в шок клан Ходзё и они сдались. Что интересно, этот замок тоже стал одноразовым, им больше никогда не пользовались.

Замки, которые строились на века.

Каждый феодальный князь старался построить такой замок, который бы простоял много лет и увековечил бы имя его хозяина. Некоторым это действительно удавалось. Вышеупомянутый Като Киёмаса, владелец замка Кумамото со «съедобными татами», действительно соорудил просто потрясающее творение. Каменная кладка внешнего рва замка Кумамото представляет из себя двойную стену, так что даже если внешняя стена обрушится, появится вторая, внутренняя стена. Через 200 лет после постройки, во время страшного наводнения , внешняя стена рухнула, но из под земли появилась та самая вторая внутренняя стена, спасшая замок от стихии.

Строительные работы - что и почём.

Как же строили замок во времена, когда экскаваторов еще не было?

Строительные работы делились на две части - фусин (инженерные работы - рвы, каменные стены и т.д.) и сакудзи (строительные работы - здания, ворота, башни). Основной акцент делался на инженерных работах, на них тратилось 70-80% процентов бюджета, в них принимало участие несколько тысяч, а иногда и десятков тысяч рабочих.

Наибольшее внимание уделялось строительству каменных рвов и стен. Материалы для возведения земляных рвов и насыпей всегда имелись под рукой, но вот с камнями дело было гораздо сложнее. Процесс подготовки был просто умопомрачительным: вырубка из скал гигантских камней, разбивка их на более мелкие куски, шлифовка и подгонка, транспортировка к месту строительства.

Широко известен факт затаскивания гигантского камня на гору для того, чтобы поставить его в основу стены замка Адзути. Более 10 тысяч человек тащило его три дня и три ночи,  без перерыва. Обычно такие камни водружались на гигантские сани, под которые подкладывались брёвна, на которых сани и катили. Примечательно, что если камень падал с повозки, не смотря на все затраченные усилия его бросали на обочине, так как упавший камень служил плохой приметой - падёт замок.

Сразу после объединения страны, новый глава государства Токугава Иэясу отдаёт приказ о коллективном строительстве (своебразный национальный проект) трёх замков - Эдо (Токио), Осака, Нагоя. Оно легло тяжелейшим бременем на плечи новоиспечённых вассалов.

Иэясу приказал 28 крупным феодалам подготовить и доставить «Хякунин-моти» - камни, каждый из которых может поднять только 100 человек. Каждый феодал должен был добыть по 120 таких камней за каждые 100 тысяч коку получаемых им в качестве «зарплаты» риса (1 коку - приблизительно 180 литров). Причём камни должны были быть только особой породы «Микагэ-Иси» (сверхпрочные камни из гранитных пород). Подобные камни можно было добыть только на полуострове Идзу. Рабочие высекали гигантские глыбы, спускали их с гор к морскому побережью, там их раскалывали на более мелкие и шлифовали.

Техника ровного раскалывания камней была отточена до совершенства. Сначала в гигантском камне выбивали по центру канавки на глубину 2 см, затем вставляли в них долото и вбивали их в полученные канавки на глубину 12-15 см. Затем устанавливались железные наконечники, которые вбивались до тех пор пока камень не расколется.

Как же доставляли камни в столицу, в эпоху когда не было многотонных грузовиков?

Феодалам пришлось построить 3000 кораблей, получивших название «Иси-бунэ» (каменные корабли), которые выполняли пистонные рейсы с полуострова Идзу в Эдо (Токио) и обратно. На один корабль помещалось всего по два камня «Хякунин-моти», поэтому и требовалось такое огромное количество кораблей.

Привезённые камни развозились по строительным бригадам того или другого феодала, и те уже начинали заниматься кладкой. Интересный факт, - до сих пор на многих камнях можно увидеть различные высеченные пометки - гербы, треугольники, квадраты, круги, и т.д. Дело в том, что таким образом феодалы помечали границы своего фронта работ, чтобы не дай бог не построить лишнего, или еще хуже, чтобы не дай бог соседний феодал, особенно, если он был не особо богат, не спёр ваши драгоценные глыбы.

В основном на камнеломнях работали крестьяне, привезённые из провинций. В день они получали (при переводе на современные деньги) всего лишь 2100 йен (порядка 20 долларов США).

Ну а сколько же стоило построить весь замок целиком? Одна из строительных корпораций Японии решилась составить смету постройки Осакского замка. Получилось, что для постройки в наше время на фусин (инженерные работы) пришлось бы затратить 560 миллионов долларов США, а на сакудзи (строительные работы) - 221 миллион долларов США. Итого - 780 миллионов! Если взять в расчёт, что в те времена замок строился всего за 5 лет, уровень строительства средневековой Японии вызывает просто восхищение. Во времена, когда о компьютерном моделировании никто и понятия не имел, каменные кладки замковых рвов возносились на 20, а иногда и на 30 метров!

Свой-чужой. Как распознавать кому принадлежали замки.

В средневековой Японии вопрос верности своему сюзерену всегда стоял на первом месте. Во времена когда клан Тоётоми соперничал с кланом Токугава различия в дизайне замков должны были быть чёткими и однозначными. Для вассалов клана Тоётоми примером всегда служил замок города Осака (город был основан Тоётоми Хидэёси). Центральная башня осакского замка возвышалась на высоту 40 метров, и на момент постройки являлась самой высокой центральной башней Японии. Стены башни были покрашены в чёрный цвет, на крышах использовалась позолоченная церепица и украшения. Чёрное и золотое - контрастный, «фирменный» дезайн клана Тоётоми.

Что же касается клана Токугава, его основным замком был замок Эдо (нынешний Токио). Строительство этого замка должно было переплюнуть абсолютно все замки страны. Перед строителями ставились совершенно фантастические задачи, и они их выполняли! Башня замка Эдо поднялась на отметку 55 метров, а в дизайне этого гигантского проекта использовался только белый цвет.

Таким образом, путешествуя по Японии и наблюдая старинные или востановленные замки в различных городах страны, турист с чёткостью может сказать к какому клану относился этот город в средневековье. Вассалы Тоётоми строили только чёрные замки (Кумамото, Окаяма). Вассалы Токугава - только белые замки (Химэдзи, Нагоя).

Как умирали замки.

Японцы стали бережно относиться к замковой истории лишь после 2-й мировой войны. Большинство замков исчезло, и лишь единицы сохранили центральную башню и стены.

В эпоху воюющих государств велось массовое замковое строительство (порядка 3000 замков по всей стране). В дальнейшем полководец Ода Нобунага, положивший начало процессу объединения страны, издал приказ «Иккоку-Хадзё» - только один замок на всё княжество, ибо большое количество замков представляло для Ода Нобунага опасность. В эпоху правления клана Тоётоми по стране прокатилась волна тотального разрушения всех горных замков, так как они могли использоваться для заговоров и антиправительственных восстаний. После окончательного объединения страны под предводительством клана Токугава право на существование остаётся всего лишь у 170 замков. Открытие страны для иностранных государств и реставрация императорского правления (эпоха Мейдзи, конец 19-го века) приводит к тому, что в 1874 году издаётся закон об упразднении самурайских замков как таковых - большинство замков сносится, некоторые выставляются на продажу. Сторожевые башни замка Уэда (Нагано) были проданы, перенесены и в дальнейшем использованы в качестве экзотичных публичных домов.

Была попытка продать и восхитительные замки Химэдзи и Мацумото, однако жители этих городов встали на защиту замков, выкупив их обратно.

2-я мировая мировая война ставит окончательную жирную точку в деле уничтожения средневековых замков - во время бомбардировок гибнет чудесный замок Хиросима и многие другие.

На сегодняшний день во всей Японии осталось лишь 12 замков с уцелевшей центральной башней, и поверьте, они стоят того, чтобы их увидеть!